«Не для парада войска вызвали»: виноват ли царь в расстреле рабочих в Кровавое воскресенье

120 лет назад произошел расстрел рабочих в Кровавое воскресенье

Массовый расстрел рабочих, известный как «Кровавое воскресенье», — одна из самых мрачных страниц в истории Российской империи. Люди шли к царю просить его милости, но путь им перегородили войска, расстрелявшие безоружную толпу, залп за залпом. Однако самое необычное в этом расстреле то, что он не стал результатом злого умысла властей и царя. Демонстрацию рабочих расстреляли просто так, по разгильдяйству, не имея цели и не задумываясь о последствиях.

Править должен народ, а не чиновники

Россия начала XX века была во многих отношениях типичной западной державой с типично западными проблемами. В том числе общим был и конфликт между трудом и капиталом, который можно выразить одной фразой:

рабочие хотели больше денег и условия труда получше, но капиталисты тоже хотели больше денег, а условия труда рабочих — как получится, исходя из идеи максимизации прибыли.

Оружием рабочих были стачки и демонстрации, которые иногда переходили в уничтожение имущества компаний. Оружием компаний были штрейкбрехеры (нем. Streikbrecher — дословно — «нарушитель стачки» — лояльные рабочие, согласившиеся трудиться во время забастовки), агентурные провокации и массовые увольнения, иногда переходящие в расстрелы бастующих.

Невозможно было заранее представить, что одна из рядовых забастовок санкт-петербургских рабочих, крайне миролюбивая и спокойная по меркам своей эпохи, приведет к массовому расстрелу в Кровавое воскресенье и к Первой русской революции.

Конфликт начался еще в декабре 1904 года по типичному сценарию: четырех рабочих Путиловского завода уволили за участие в профсоюзе, в ответ весь завод начал забастовку, а позже к нему присоединились и другие. Интересно, что уволенные рабочие были членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», ультралояльной властям организации, созданной при содействии полиции и под руководством священника Георгия Гапона. По замыслу полиции, ручной профсоюз должен был отвадить рабочих от революционных организаций, а священник во главе гарантировал лояльность государству.

Несмотря на это, к Путиловской забастовке Гапон отнесся крайне серьезно — поддержал рабочих и их требования, среди которых одним из главным было введение восьмичасового рабочего дня. Когда же стало ясно, что владельцы завода на это не пойдут, в качестве отчаянного жеста священник предложил обратиться с петицией к царю. В нее, однако, вошли не только экономические требования. Авторы петиции требовали политических реформ и привлечения русского народа к управлению государством, чтобы исчезла преграда между царем (чья власть, как считал Гапон, происходит от бога) и простыми людьми в виде чиновников.

«Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо, чтобы сам народ помогал себе: ведь ему только и известны истинные его нужды. Повели немедленно, сейчас же, призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий.

Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, а для этого повели, чтобы выборы в учредительное собрание происходили при условии всеобщей, прямой, тайной и равной подачи голосов», — говорилось в ней.

Разумеется, эти требования возникли не в вакууме. Со второй половины 1904 года в русском обществе росло разочарование в самодержавии, которое вело страну к поражению в войне с Японией. Многие историки так же считают, что Гапоном двигало тщеславие и личные амбиции, а не искреннее радение за рабочих. Так или иначе, Гапон перешел черту и вышел из рядов лоялистов, особенно когда решил вручить петицию царю лично в руки, подведя к его дворцу многотысячную демонстрацию. Вручение назначили на 9 января, или на 22 января по григорианскому календарю.

Стрельба — следствие вызова войск

Еще вечером накануне митинга состоялось совещание правительства, на котором министр юстиции Николай Муравьев, министр финансов Владимир Коковцов и градоначальник Петербурга Иван Фуллон настояли, что митингующих ни в коем случае нельзя допускать на Дворцовую площадь. Для этого в столицу надлежало стянуть войска и перекрыть весь центр, а в качестве резерва разместить силы и на самой Дворцовой площади. О событиях доложили находившемуся в Царском Селе императору, но тот не выразил к военным приготовлениям в столице большого интереса и не стал возвращаться во дворец для личного контроля над ситуацией.

Утром 9 января рабочие начали собираться в колонны по всему Петербургу, используя в качестве места встречи отделения «Собрания». Все колонны должны были, идя разными маршрутами, встретиться на Дворцовой и вручить царю петицию. Шедшую через Нарвские ворота толпу возглавлял сам Гапон, настроенный очень решительно. Он говорил, что если царь откажется пообещать выполнить условия демонстрантов, им придется прибегнуть к восстанию. Царя при этом даже не было в городе, а реакция властей превзошла самые смелые ожидания священника-социалиста.

То, что произошло дальше, хорошо известно, и близка к правде была даже советская пропаганда. Шедших с хоругвями и портретами царя русских рабочих встретили заслоны из цепей русских солдат.

Читать также:
Тайна Деда Мороза. Как Снегурочка стала сиротой, и кто ее родители

Когда стало ясно, что толпа не думает идти назад, офицеры приказали бойцам открыть огонь на поражение. Местами рабочие вели себя как хорошая линейная пехота эпохи Наполеоновских войн — когда первый ряд скосили пули, задние продолжили идти и даже демонстративно расстегивали одежду на груди, предлагая себя убить.

Бежать безоружная толпа начала лишь тогда, когда осознала, что солдаты не собираются останавливаться и методично, залп за залпом, будут расстреливать людей, пока не убьют всех. В некоторых местах расстрелам сопутствовали кавалерийские атаки с обнаженными шашками. Число убитых рабочих, по оценкам, могло достигать двухсот человек.

По степени брутальности разгона демонстрации и несоразмерности применения силы Кровавое воскресенье можно сравнить с событиями на китайской площади Тяньаньмэнь в 1989 году, когда против студенческих демонстраций бросили танковые войска. Однако было и большое отличие. Если китайские власти осознанно отдали приказ на неограниченное применение силы (как минимум, нет ни одного свидетельства обратного), то расстрел демонстрации в Кровавое воскресенье произошел просто так, без идеи и плана, будто бы власти решили воплотить самую злую сатиру на русское государство.

У министров не было никакого представления, как именно войска должны остановить колонны, и на этот счет не было никаких инструкций. Так, во время революции во Франции 1830 года защитники абсолютной монархии приказали гвардейцам стрелять только в ответ, а при разгоне толп использовать штыки (имея ввиду оттеснение острием, а не проникающие удары). Некоторые исследователи предполагают, что министры думали, будто один вид войск остановит демонстрантов. Однако в таком случае правительство либо вообще ничего не знало о рабочих демонстрациях, в том числе в собственной стране, либо действовало вопиюще халатно и безрассудно.

Расстрелом командовал генерал Николай Мешетич, начальник штаба войск гвардии. Когда вечером 9 января его на совещании правительства спросили, зачем вообще в столицу стянули пехотные части, обученные для войны с вооруженным противником, Мешетич ответил, что отбирал войска очень тщательно, чтобы у них были все виды оружия. Кровопролитие его нисколько не смущало: «Что же касается стрельбы, то это неизбежное последствие вызова войск. Ведь не для парада их вызывали? (Любимов Д. Н. Гапон и 9 января. — Вопросы истории, 1965, № 8, с. 124.). Весьма вероятно, что Мешетич не был злодеем и не бравировал расстрелом безоружных, а правда искренне не понимал, для чего еще могут быть нужны войска.

Нет у нас больше царя

Характерно, что массовый расстрел тоже совершенно не заинтересовал царя. Например, в 1848 году во время революции в Германии в Берлине начались полноценные боестолкновения между повстанцами и солдатами. Узнав, что борьба с беспорядками начала перерастать в войну, прусский король Фридрих Вильгельм IV объявил, что согласен с требованиями восставших и 18 марта объявил о выводе войск из столицы. В итоге через полторы недели демонстранты сами попросили его вернуть войска обратно, опасаясь усиления рабочих движений. Разумеется, царь Николай II на подобное пойти не мог в силу особенностей характера. Поэтому он попросту передал всю власть в столице обер-полицмейстеру Дмитрию Трепову, чтобы он посадил, запугал и подавил всех тех, кого 9 января не расстреляли.

С задачей он не справился, и в России началась революция. Подавить ее власти тоже не сумели и вынуждены были в качестве уступки созвать Государственную думу. Но несмотря на то, что царская власть устояла, ей был нанесен колоссальный урон. Расстрел уничтожил характерный для русских «наивный монархизм» — что царь хороший, бояре плохие.

«Народ шел к нему, народ ждал его. Царь встретил свой народ. Нагайками, саблями и пулями он отвечал на слова скорби и доверия. На улицах Петербурга пролилась кровь и разорвалась навсегда связь между народом и этим царем. Все равно, кто он, надменный деспот, не желающий снизойти до народа, или презренный трус, боящийся стать лицом к лицу с той стихией, из которой он почерпал силу, — после событий 9/22 января 1905 г. царь Николай стал открыто врагом и палачом народа», — писал публицист-либерал Петр Струве.

Более остро и емко новый образ Николая выразил поэт Константин Бальмонт в стихотворении «Наш царь».

Наш Царь — Мукден, наш Царь — Цусима,
Наш Царь — кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму — темно.

Наш Царь — убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.

Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.

Многие биографы последнего русского императора сходятся на том, что столь резких оценок и оскорблений он не заслужил. Он вообще никогда не хотел становиться правителем, относился к этой работе как к тяжелой ноше и имел всего одну концептуальную идею: сохранить царство и передать власть наследнику в неизменном виде. Однако такая у правителей судьба — нести ответственность за все зло, что при них происходит, даже если они не приказывали его творить.

Что думаешь? Комментарии